Виды страхования и страховые отношения
Рассматривая виды страхования, осуществляемые через разнообразные страховые фонды, следует выразить сомнение в существовании такого вида страхования, как «самострахование».
Необходимо отметить, что при таком страховании как самострахование не возникает особого экономического отношения — страхового отношения. При самостраховании как формирование «страхового фонда», так и его расходование осуществляется уже без возникновения особых экономических отношений. Это есть внутренний акт субъекта по распределению своего дохода, где этот субъект по отношению к самому себе одновременно выступает как бы и страхователем, и страховщиком.
Самострахование и общественные отношения
Иначе говоря, при самостраховании не возникает общественных отношений, опосредующих процессы формирования и использования страховых фондов. Эти фонды формируются самим страхователем, что называется, в одиночку. И если же сопоставить самострахование с такими признаками, которые ему приписывает теория «страхование как экономическая категория», то мы не увидим здесь ни распределительных отношений, когда деньги перемещаются от одного лица к другому, ни какого-либо страхового сообщества, ни расклада ущерба, ни солидарной ответственности страхователей друг перед другом, ни страхового фонда, созданного за счет взносов страхователей.
К тому же применительно к определенному физическому лицу вряд ли вообще может быть как-то применима эта категория — «специальный страховой фонд». Скажем, если бабушка скопила, откладывая в чулок, деньги на свои похороны, то назвать этот чулок «специальным страховым фондом» будет тем абстрактным теоретизированием, которое можно назвать лишь заумным, анекдотичным и явно псевдонаучным. С таким же основанием можно назвать «специальным страховым фондом» те запасы зерна, которые создает на зиму сурок или мышь-полевка.
Страхование через централизованные государственные фонды
Рассуждая далее, мы можем прийти к логичному выводу, что вовсе не является страхованием применительно к своему пониманию в экономическом и правовом смысле и такое страхование, которое часто осуществляется через формирование и расходование таких централизованных государственных фондов, как стратегические запасы или определенные финансовые резервы, создаваемые в рамках бюджета.
В случае с подобными фондами также не возникает никаких особенных страховых отношений. Стратегические резервы в натуральной форме формируются в рамках определенных отношений государственного закупа, которые представляют собой лишь обыкновенные отношения купли-продажи. При образовании финансовых (денежных) резервов, создаваемых в рамках бюджета, все такие резервы формируются и расходуются посредством бюджетных отношений (включая также и налоговые), которые даже при самом расширенном толковании категории «страхование» представляют собой самостоятельный вид экономических отношений, отличных от страховых отношений. Создание же в рамках бюджета особого фонда финансирования непредвиденных расходов является внутренним актом государства по распределению и структуризации своих денежных средств.
Государственное пенсионное и социальное страхование
По описанным выше же причинам не является страхованием в специальном своем значении и то страхование, которое напрямую относится к государственному социальному и пенсионному страхованию. В равной мере нельзя считать истинным страхованием деятельность государства по формированию денежных фондов за счет налогов, даже если эти фонды и предназначены для осуществления социальной защиты населения. Формирование всех подобных фондов осуществляется в рамках вовсе не страховых, а именно лишь налоговых отношений. Причем, если государство даже и назовет платежи в такой фонд страховым взносом, то экономическая сущность данных платежей не изменится, и они по-прежнему останутся налоговыми, будучи лишь замаскированными под страховые.
Иначе говоря, установление государством каких-то страховых платежей в рамках обязательного государственного социального страхования по истинной своей экономической сути есть вовсе не страхование, а замаскированное налогообложение. Расходование средств данных фондов также осуществляется в рамках не страховых, а совершенно иных экономических отношений. Так, если такой вот «страховой» фонд формируется в рамках бюджета, то это будут бюджетные отношения; если фонд является внебюджетным, то все такие отношения выступят расходными отношениями именно данного фонда. Страховые отношения (в части уплаты страховой премии) и налоговые отношения (как суть доходные отношения фондов «государственного социального страхования») — это есть совершенно разные виды экономических отношений. Страховые отношения относятся к категории возмездных (или эквивалентных) экономических отношений, ну а налоговые отношения — к категории безвозмездных (то есть, неэквивалентных) отношений.
Истинное страхование и обязательное медицинское страхование
Абсолютно столь же различными по всей своей экономической природе являются страховая выплата, производимая строго в рамках определенного страхового отношения, и социальное пособие (например, пособие на случай временной нетрудоспособности человека). Кстати, ранее подобные государственные финансовые институты, посвященные социальному страхованию и пенсионному страхованию, именовались не страхованием, а обеспечением. Такой подход, как представляется, и был как раз-таки гораздо более правильным. Да и сегодня они регулируются не страховым, а налоговым правом и правом социального обеспечения. По изложенным выше причинам трудно признать страхованием и обязательное медицинское страхование в таком виде, в котором оно существует в настоящее время, так как взносы в «специальный страховой фонд» по существу являются лишь обычными налогами. Поэтому-то как страховая конструкция обязательное медицинское страхование и функционирует с таким скрипом. Это как раз понятно: страхование есть объективная экономическая категория, имеющая собственные закономерные специфические признаки и строжайше определенный набор конструктивных элементов, которые не могут быть изменены субъективными волеизъявлениями, даже если они облечены в форму законов. Вне этих признаков и элементов реализовать свое истинное экономическое назначение страхование просто не в состоянии.
Социальное страхование не имеет солидарной ответственности
Отметим также, что всё социальное страхование не соответствует и тем признакам страхования, которыми наделяют его теоретики «страхования как экономической категории». Так, «страховое сообщество» при данном страховании включает в себя по существу всю страну, все общество, поскольку по действующей системе налогообложения указанные фонды формируются за счет налогов, плательщиками которых (так сказать, страхователями) выступают все юридические лица без исключения, а застрахованными — все население конкретной страны без исключения. В результате «страховое сообщество» теряет всякие рамки. При этих обстоятельствах говорить о каком-либо «замкнутом раскладе ущерба», о «солидарной ответственности страхователей» уже совсем не приходится.
В социальном страховании страховщиком является государство
В итоге следует признать факт, что ни «самострахование», ни страхование, которое реализуется через государственные централизованные натуральные и денежные фонды, не соответствуют всем тем признакам страхования, которые вытекают из теории «страхование как экономическая категория». И уж, конечно, эти виды страхования не соответствуют страхованию как правовой категории, в основе которого лежит правоотношение, субъектами которого являются страховщик и страхователь. В данных страховых конструкциях такая фигура, как страховщик, отсутствует. Не будем же мы серьезно полагать, что при «самостраховании» страховщиком является сам страхователь, а при страховании, осуществляемом через централизованные государственные фонды, страховщиком выступает само государство!
Далеко не всякое возмещение ущерба выражает собой страхование
Таким образом, не всякое формирование натуральных и денежных фондов, предназначенных для возмещения ущерба, выражает собой страхование в специальном значении этого термина. Нельзя расширять понятие страхования до бесконечности, охватывая им любую деятельность, связанную с созданием запасов или резервов. В связи с этим в литературе правильно, на наш взгляд, указывается, что если принять структуру страхового фонда как совокупность запасных, резервных и иных фондов, то возникает путаница как в понятии «страхование», так и в понятиях «резервный фонд» или «запасной фонд». Последние же существуют сами по себе и выполняют свойственные только им функции, ну а попытка расширительного понимания страхового фонда, в который закладывают все необходимые государственные и общественные расходы, приводит к весьма расплывчатому пониманию этой важной категории страхования.
Автор: Худяков А.И.
(под редакцией страховой компании «Восточный Страховой Альянс» и сайта www.einsa.ru)