Страховой термин «Аварийные случаи на морском транспорте» — это события, к которым относятся: кораблекрушение, авария, аварийное происшествие в результате действия морских опасностей (в результате бури, шторма, урагана, цунами, подводных рифов и прочих) или же каких-либо других причин (например, из-за человеческого фактора — неких ошибок в расчетах при проектировании и строительстве или технической эксплуатации морских судов).
Из огромнейшего общего числа причин аварийных случаев на морском транспорте преобладают ошибки при технической эксплуатации судов (такие как неправильная погрузка и балластировка, нарушение правил перевозки опасных грузов, неудовлетворительная подготовка экипажа судна и некоторые другие). Основной же причиной аварийных случаев на морском транспорте сегодня является, как ни странно, именно столкновение судов, даже несмотря на высокое техническое оснащение самыми разнообразными новейшими радиолокационными и прочими современными средствами обнаружения). Это объясняется бурным ростом количества судов в водах мирового океана, высочайшей интенсивностью движения в морских каналах, проливах, а также крупными габаритами, тоннажем, общим построением морских судов.
Среди 10 крупнейших стран-судовладельцев Российская Федерация занимает 8-е место. Почти на каждом четвертом судне, потерпевшем бедствие, морская катастрофа возникла из-за пожара или взрыва (в результате нарушений правил пожарной безопасности, самовозгорания горючего и грузов, взрыва гидравлических смесей, неисправностей электрооборудования и ряда других причин). Повышенный риск связан с эксплуатацией танкерного флота.
Материалы расследований аварийных случаев на морском транспорте четко показывают, что на нефтеналивных судах причинами аварий в 25% случаев оказываются ошибки командного состава, в 16% — это ошибки рядовых членов экипажа, в 12% — повреждения корпуса судна, в 10% — фатальные ошибки береговых служб, в 7% — выход из строя различных механизмов, еще в 7% — ошибки лоцманов. Потери танкерных судов ежегодно составляют в среднем около 2,5%, в результате катастроф часто гибнут люди, наносится непоправимый ущерб окружающей среде.
При наступлении аварийного случая на морском транспорте, капитан пострадавшего судна составляет судовой технический акт обо всём произошедшем. По материалам расследования данного аварийного случая составляется заключение, содержащее подробное описание всех его обстоятельств, условий и причин, а также и лиц, виновных в аварийном случае на морском транспорте; включается и описание последствий с подробным перечнем повреждений и потерь. В число учитываемых в результате аварийного случая убытков входят: стоимость исправлений аварийных повреждений, стоимость спасательной операции, в случае же полной конструктивной гибели судна вычисляется его балансовая стоимость за вычетом износа от времени и реальной амортизации оборудования по состоянию на первое число того месяца, который предшествовал аварийному случаю.
Расследование причин и всех сопутствующих обстоятельств происходящих аварийных случаев на морском транспорте в Российской Федерации возлагается на специальную Государственную Морскую аварийно-спасательную службу (ГМАСС), которая относится к Департаменту морского транспорта Минтранса РФ.
Мы искренне надеемся, что данный словарь страховых терминов станет весьма полезным для посетителей сайта страховой компании «Восточный Страховой Альянс» и поможет лучше разобраться в терминологии, повсеместно применяемой в страховом деле. Мы полагаем, что страховщик и страхователь должны разговаривать на одном языке!
Словарь терминов страхования был составлен с целью информировать посетителей веб-ресурса страховой компании «Восточный Страховой Альянс» об общепринятой в страховой среде профессиональной и узкопрофильной лексике, причем информировать о значениях терминов как страхователей, так и некоторых страховщиков. В нашем словаре терминов страхового дела вы можете отыскать определения всех основных понятий, словообразований, выражений, терминов и аббревиатур.