Страхование имущественных интересов грузовладельца (иными словами, страхование грузов) предусматривает возмещение тех убытков, которые были вызваны повреждением или полной утратой груза (товара), перевозимого посредством различных видов транспорта. Страхование грузов — это один из видов имущественного страхования, который имеет целью полную или же частичную защиту всех имущественных интересов владельцев грузов на случай наступления убытков, вызванных различного рода происшествиями (страховыми событиями) в процессе транспортировки груза. Страхование грузов в профессиональной лексике страховщиков часто называется КАРГО, тогда как страхование самих средств транспорта — КАСКО. В Российской Федерации страхование грузов является одним из самых востребованных и стабильных видов страхования, который характеризуется достаточно слабой изменчивостью основных показателей из года в год.
Страхование грузов как один из наиболее распространенных видов страхования
Страхование грузов является одним из наиболее распространенных видов страховых операций. Страхователями в этом виде страхования могут выступать любые юридические и физические лица, которые могут являьбся как грузоотправителями, так и грузополучателями. Кто конкретно заключает договор страхования грузов, покупатель или продавец, зависит от условий поставки продукции, а также обусловленных этими же самыми условиями юридических и экономических
взаимоотношений данных сторон. В международной торговле поставка товаров морским путем на условиях СИФ (это одно из базисных условий поставки товаров в международной торговле) возлагает обязанность заключения договора страхования на продавца. При железнодорожных грузоперевозках аналогичные требования предусмотрены условиями поставок «франко-станция назначения» (то есть, до пограничной железнодорожной станции).
Страховые риски в страховании грузов
Риск гибели или порчи товаров, в зависимости от условий сделки по страхованию, переходит от продавца к покупателю: при выдаче продукции со склада продавца, в процессе доставки ее на склад (или в порт) перевозчика, при погрузке в вагон (в автомобиль, на судно или в самолет), при разгрузке продукции на станции назначения. Таким образом, прекрасно понятно, что риск понести потери, преимущественно, лежит именно на покупателе, поэтому вполне естественно, что он прежде всего заинтересован в страховании своих грузов. Однако, договор страхования грузоперевозок может быть заключенным и продавцом (например, по просьбе покупателя или с его согласия) с включением всех страховых премий в стоимость доставляемого покупателю товара. Условия страхования грузов, используемых во внутрироссийской и международной практике, имеют как общие черты, так и некоторых различия.
Принципы формирования рисков при страховании грузов
В общей практике страхования существует два основных принципа формирования страховых рисков, обеспечивающих итоговую страховую защиту, и оба они используются в страховании грузов.
Первый принцип страхования построен на методе исключения: груз страхуется от всех рисков, за исключением лишь некоторых. Именно по данному принципу и построена страховая защита при страховании на условиях «С ответственностью за все риски».
Исключаются:
— ущерб вследствие военных действий, повреждений или полного уничтожения груза минами, торпедами, бомбами и другими орудиями войны;
— ущерб от каких-либо действий пиратов, гражданскох войн, народных волнений и забастовок, конфискации, реквизиции, а также ареста или уничтожения грузов по требованию военных или гражданских властей;
— прямое или косвенное воздействие на грузы атомного взрыва, радиации или радиоактивного заражения;
— умысел или небрежность страхователя, выгодоприобретателя и их представителей, а также нарушение кем-либо из них правил перевозки, пересылки и хранения грузов;
— недостача груза при целости наружной упаковки;
— повреждение груза червями, грызунами и насекомыми;
— влияние температуры, трюмного воздуха или особых свойств и естественных качеств груза;
— несоответствие упаковки или закупорки грузов, а также отправление грузов в поврежденном состоянии;
— воздействие огня или же взрыва вследствие погрузки с ведома страхователя, но без ведома страховщика, веществ и предметов, опасных в отношении взрыва или самовозгорания;
— замедление в доставке груза и падение цен;
— не возмещаются также еще некоторые другие косвенные убытки страхователя (собственника груза), кроме оговоренных случаев.
Второй основной принцип страхования грузов построен на методе включения, то есть, иными словами, груз считается застрахованным только от тех рисков, которые перечислены в договоре страхования.
Это могут быть:
— огонь, молния, буря, вихрь или же какие-либо другие стихийные бедствия;
— крушение или столкновение судов, самолетов и других перевозочных средств между собой, либо из столкновение с неподвижными или подвижными плавучими предметами, посадка судна на мель, провал мостов, взрыв, повреждение судна льдом;
— подмочка груза забортной водой;
— пропажа судна или самолета без вести;
— несчастные случаи при погрузке, укладке, выгрузке груза и приеме судном топлива;
— общая авария;
— все необходимые и целесообразные произведенные расходы по предотвращению ущерба и спасанию перевозимого груза, а также по уменьшению убытка и установлению его размера, если убыток возмещается по условиям страхования.
Особенности страхования грузов на различных условиях
Основной особенностью страхования грузов на условиях «Без ответственности за повреждение, кроме случаев крушения» является то, что, несмотря на идентичность рисков, предусмотренных условиями «С ответственностью за частную аварию», в подобном случае возмещаются убытки только от полной гибели всего или части груза, ну а убытки от повреждения груза возмещаются лишь в случаях крушения или столкновения, пожара или взрыва на судне, самолете или другом средстве транспортировки.
Специфическим в деле страховании грузов является страхование убытков, расходов и взносов от общей аварии. Общей аварией признаются убытки, понесенные хозяином груза вследствие намеренно произведенных чрезвычайных расходов ради общей безопасности, а также в целях сохранения от общей опасности имущества. Например, это может быть ущерб в случае, когда экипаж грузового судна при возникновении пожара на его борту в целях спасания судна и груза может выбросить часть груза за борт или залить его водой. В данном случае ущерб и расходы от общей аварии раскладываются на владельцев грузов, судна и фрахта пропорционально их стоимости. Производится расчет убытков, и у всех участников общей аварии возникает или же обязанность возместить ущерб и расходы от общей аварии, либо право требовать возмещения ущерба. Причем все эти права и обязанности возникают согласно принятому кодексу торгового мореплавания вне зависимости от того факта, застрахован был груз или нет. Страхование грузов в этом случае позволяет оперативно урегулировать претензии по возможному ущербу от общей аварии.
По согласованию всех заинтересованных сторон также могут быть застрахованы такие риски, которые обычно являются исключением. Например, по отдельному страховому договору могут страховаться военные риски, ущерб вследствие народных волнений и еще некоторые другие. Регулярные грузовые перевозки однотипных партий зачастую страхуются по генеральному полису страхования, что позволяет существенно сократить издержки по транзакциям, а также упростить и значительно ускорить всю процедуру страхования.
Застрахуйте ваши грузовые перевозки!
Страхование грузов является одним из важных направлений деятельности страховой компании «Восточный Страховой Альянс». За годы работы нашими специалистами накоплен серьезный опыт по страхованию грузов различных видов, в том числе сложной техники и оборудования, подакцизных товаров, перевозимых всеми видами транспорта как по территории Российской Федерации, так и по всему миру. Наша страховая компания возмещает убытки, вызванные повреждением, уничтожением, пропажей без вести или же хищением всего или части вашего груза. Убытки возмещаются вне зависимости от того факта, находился ли ваш груз в процессе транспортировки или на складе; кроме того, возмещаются также расходы клиента по спасанию груза от ущерба или утраты.
Размер страховых тарифов определяется нами индивидуально для каждого конкретного случая по оценке специалистов, а также с учетом выбранной вами программы страхования, специфики груза, его стоимости, протяженности маршрута, наличия охраны, типа транспортировки и целого ряда других факторов. Кроме этого, возможно также включение в итоговую страховую сумму не только стоимости самого перевозимого груза, но и прочих расходов страхователя, так или иначе связанных с транспортировкой и хранением вашего груза.
Страховая компания выплачивает страховое возмещение страхователю по истечению 30 дней с момента получения от него всех необходимых документов, подтверждающих обстоятельства и причины страхового события, а также общие размеры убытка, и содержащих все остальные сведения, необходимые для осуществления страховой выплаты по вашему ущербу.